30 мая 2025 года в РГУТИС состоялось совместное заседание Федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) в системе высшего и среднего профессионального образования по УГСН/УГПС 43.00.00 «Сервис и туризм». В мероприятии приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, ведущих образовательных учреждений и бизнес-сообщества.
Собравшихся поприветствовали депутат Госдумы Костенко Н.В., представители Минэкономразвития и Минобрнауки Груша Г.Р., Попова Т.С., проректор ФГБОУ ДПО ИРПО Наумова С.И., лидеры индустрии Мусакин А.А., Олейников В.А. Участники заседания совместно с ректором РГУТИС Галустовым А.Р. обсудили главные вызовы отрасли — кадровый дефицит, актуализацию программ обучения и новые требования рынка труда.
Важные темы выступлений и последовавшие за ними обсуждения были подняты представителями бизнеса и ведущих объединений работодателей:
– совладельцем и управляющим партнером «Кронвелл Групп», вице-президентом Российского союза туриндустрии и Российской Гостиничной Ассоциации Андреем Мусакиным - о запросах бизнеса по подготовке и переподготовке персонала в туризме и гостеприимстве;
– президентом Федерации рестораторов и отельеров России, председателем СПК в индустрии гостеприимства Игорем Бухаровым и Исполнительным директором Российского союза выставок и ярмарок, директором по связям с общественными организациями ООО "Экспофорум-Интернэшнл" Еленой Ублиевой - об ожиданиях бизнеса в вопросе формирования нового перечня направлений подготовки в контексте новой модели высшего образования;
– генеральным директором Союза "Агентство развития профессиональных квалификаций", вице-президентом Федерации рестораторов и отельеров России Никитой Трофимовым - о новых требованиях к компетенциям выпускников в условиях развития национальной рамки квалификаций в индустрии гостеприимства и туризма.
Основные вопросы, рассмотренные на заседании:
- Потребность в профессиональных кадрах. Отрасль испытывает острый дефицит специалистов всех уровней — от высшего менеджмента до линейного персонала. Количество вакансий в индустрии туризма и гостеприимства увеличилось за последние годы, тогда как число активных резюме сократилось.
- Подготовка и переподготовка персонала. Обсуждались меры по повышению практико-ориентированности образовательных программ, внедрению модульных систем обучения, гибкому планированию практик, созданию учебных гостиниц и усилению взаимодействия между образовательными учреждениями и бизнесом.
- Роль вузов и колледжей во взаимодействии с бизнесом. Подчёркивалось, что для решения проблемы дефицита кадров необходимо тесное сотрудничество вузов. колледжей и работодателей, а также актуализация образовательных программ с учётом реальных потребностей отрасли.
- Актуализация перечня профессий, специальностей, направлений подготовки. Рассматривались вопросы формирования профессионального ядра туристского образования в условиях преемственности всех уровней образования, на основе этого формирования и обновления перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования и направлений подготовки высшего образования для туризма и гостеприимства в контексте обеспечения «бесшовного» обучения, базирующегося на принципах преемственности программ.
- Повышение результативности обучения. Обсуждались конкретные шаги по внедрению инновационных образовательных технологий, цифровизации и использованию аналитики для повышения качества подготовки специалистов.
- Синергия высшего и среднего профессионального образования в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Обсуждались направления продуктивного взаимодействия студентов СПО и ВО - образовательные, научные, социально-культурные проекты, инновационное предпринимательство, непрерывная карьерная линия, конкурсное движение.
- Необходимость актуализации ПОП СПО 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» с учетом запросов ключевых работодателей отрасли. Были перечислены основные направления и инструменты актуализации примерной программы.
По итогам заседания были подготовлены предложения по совершенствованию системы подготовки кадров, повышению практико-ориентированности образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, а также намечены конкретные шаги по повышению качества образования будущих специалистов сферы туризма и гостеприимства.