Успасский Павел Павлович, преподаватель Российского государственного университета туризма и сервиса – авиаконструктор и ученый в области обороностроения нашей страны
Успасский Павел Павлович родился 27 марта 1890 года в городе Устьсысольске Вологодской губернии Российской Империи (в настоящее время г. Сыктывкар Республики Коми), по национальности зырянин (коми), по происхождению крестьянин - его отец до революции занимался сельским хозяйством и торговлей.
Начальное образование получил в церковно-приходской школе, а в 1903 году поступил в гимназию в городе Великий Устюг, которую окончил в 1910 году с серебряной медалью.
После окончания гимназии Успасский П.П. поступает на механическое отделение Петербургского технологического института. Во время учебы в институте он занимался активной научной и общественной деятельностью, на протяжении трех лет был секретарем Общества взаимопомощи студентов Петербургского технологического института.
Успасский П.П. активный участник Первой мировой войны 1914-1918 гг., за боевые заслуги и боевые ранения был награжден Георгиевскими крестами 3 и 4 степеней. Служил в авиации Черноморского флота, Кавказского фронта в звании военного летчика, начальника отряда. В царской армии дослужился до звания подпоручика.
В период Гражданской войны служил в авиационных частях армий Деникина и Врангеля. В период 1920-1921 годов заведовал мастерской VI авиационного парка Рабоче-крестьянской Красной армии.
С 1921 по 1929 год работал главным инженером на Московском авиационном заводе. В это время он в соавторстве с Л.Д. Колпаковым-Морошниченко конструирует один из первых в СССР 6-ти местных пассажирских самолетов «Аэробус» проекта 1926 года.
В 1929-1937 годах Успасский П.П. трудился на должностях главного инженера и технического директора на авиационных заводах № 16 (г. Воронеж), № 21 (г. Нижний Новгород (Горький)), № 481 (г. Москва).
Сохранились воспоминания коллег о работе Успасского П.П. на авиационном заводе № 21. Этот завод был построен на окраине г. Нижнего Новгорода на пустыре в 1929 году. Как указано в архивных документах завода, «поначалу дело шло из рук вон плохо: до конца 1932-го вместо 271 запланированного самолёта сдали только три истребителя! Прорыв произошёл благодаря присланным из Москвы инженерам, в частности новому техническому директору Павлу Успасскому. Благодаря энергии и профессионализму Успасского уже через год, в 1933-м, завод перевыполнил производственный план, выпустив 321 истребитель И-5. Всего же было выпущено более 800 таких самолётов, и даже спустя 10 лет, в первый год Великой Отечественной войны, И-5 были в составе ночных бомбардировочных полков».
Коллегой Успасского П.П. был всемирно известный авиаконструктор Н.Н. Поликарпов, который вспоминал: «П.П. Успасский буквально жил на заводе, работая ежедневно по 16–18 часов, в результате чего завод № 21 был достроен и дооборудован и из недостроенного заводика превратился в первоклассный самолётный завод скоростных истребителей, с честью награждённый орденом Ленина Правительством СССР в конце 1937 года».
В личном деле профессора архивного фонда Университета сохранились документы, свидетельствующие о том, что он неоднократно подвергался репрессиям в 1930-е годы. В частности, тремя постановлениями Коллегий ОГПУ от 23 июля 1931 г., 2 и 19 января 1932 г. Успасский П.П. привлекался к уголовной ответственности. Указанные постановления были затем отменены Судебной Коллегией по уголовным делам Верховного Суда СССР от 25 февраля 1956 г. и дело производством прекращено за недоказанностью обвинения.
В период с 1937 по 1939 годы профессор Успасский П.П. был под следствием в заключении, однако уголовное дело в отношении него было прекращено постановлением Военного Прокурора от 31 декабря 1939 г. за недоказанностью предъявленного ему обвинения. Сохранились докладные документы лично на имя И.В. Сталина о «вредительской деятельности» инженеров завода № 21, в том числе Успасского П.П. В это же время были расстреляны, подвергнуты уголовному наказанию многие его коллегии. Так, директор завода № 21 Е.И. Мирошников, начальник цеха опытных конструкций В.Я. Силин в 1938 г. были расстреляны.
Отметим, что одновременно за плодотворную работу на благо Родины лично народным комиссаром тяжелой промышленности С. Орджоникидзе Успасский П.П. в 1935 году был премирован легковым автомобилем ГАЗ «А», а в 1937 году удостоен Ордена Трудового Красного знамени за выпуск скоростного истребителя.
С 1940 года Успасский П.П. переходит полностью на педагогическую работу в вузы, при том что по совместительству он, начиная с 1927 года, работал преподавателем в авиационных институтах Харькова, Казани, Москвы.
На разных должностях – профессора, заведующего кафедрой, декана (с 1940 по 1954 год) Успасский П.П. работал в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе, директор которого В.Ф. Бобров вспоминал: «Инженер завода № 21 Успасский Павел Павлович, ныне профессор кафедры производства самолетов, декан самолетостроительного факультета МАИ, будучи главным инженером, на протяжении многих лет способствовал развитию технологической подготовки студентов МАИ всеми имеющимися у него средствами: от заводской практики, до теоретических знаний путем специальных лекций, бесед и консультаций».
Приказом № 78 от 25 августа 1954 года Высшей школы промысловой кооперации Центропромсовета СССР Успасский П.П. был назначен заведующим кафедрой механической обработки древесины. С этого времени он работал в нашем Университете. За последующие годы им было написано и опубликовано множество статей, монографий в области обработки древесины. Успасский П.П. трудился в нашем Университете до 1970 года, то есть до своего 80-летия.
Всего за свою трудовую, научную, педагогическую деятельность профессор Успасский П.П. награжден многими правительственными наградами: орден Трудового Красного Знамени (1937г.); Орден Красной Звезды (1945г.); медали за «Доблестный труд в годы ВОВ», «За оборону Москвы», «В память 800-летия Москвы».
Память о нем хранится в стенах Университета.
Администрация и Объединенный совет обучающихся
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»